14 декабря 2023
Подвижная
игра «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и
убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Описание. Дети стоят с одной стороны площадки, около
них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает
мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами:
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Затем
воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю.
Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают
прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не
пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и
опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.
Подвижная игра
«Карусель»
Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать
эмоциональный тонус.
Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на
карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к
нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается
с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель
остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась
игра!
Дети
останавливаются.
Подвижная игра «Солнышко
и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на
друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Описание. Дети присаживаются на корточки за чертой,
обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти
гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за
обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит:
«Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
Подвижная игра
«Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не
наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя,
находить своё место.
Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку –
«гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя:
«Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке,
размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет,
летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража»,
«воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается
в «гараж».
Подвижная игра
«Самолёты»
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на
друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному
сигналу.
Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться
к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать».
Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают
вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После
сигнала воспитателя: «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у
самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя: «На
посадку!» - дети садятся на скамейку.
Подвижная игра «Раз,
два, три – беги!»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту
бега, слаженность коллективных действий.
Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают,
что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети
бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к
песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.
Подвижная игра «Зайка
беленький сидит»
Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их
подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста;
доставить детям радость.
Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке.
Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»).
Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на
корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит
Дети шевелят кистями
И ушами шевелит.
рук, подняв их к
голове,
Вот так, вот так
имитируя заячьи
уши.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Подпрыгивают на обеих
Надо зайке поскакать.
ногах на месте.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
(Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается,
кто испугал зайку
Зайка прыг и ускакал.
(воспитатель показывает
игрушку).
Дети убегают на
свои места.
Указания к
проведению. Игру
можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо
подготовить места, куда будут убегать дети – «зайчики». Первое время можно не
выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с
текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребёнка на роль
«зайки» и поставить его в середину круга. Закончив чтение текста, не следует
быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не
нужно требовать от детей, чтобы они сели обязательно на своё место; каждый
занимает свободное место на скамейке. При систематическом проведении игры
дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.
Подвижная игра «Мороз
Красный Нос»
Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.
Воспитатель
стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:
Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.
Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!
Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!
(Дети идут
навстречу воспитателю.)
- Заморожу! Заморожу!
Воспитатель
пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются.
Подвижная игра «Пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже,
приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки
и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой да не лопайся.
Играющие
отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет:
«Лопнул пузырь!», тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при
этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов: «Лопнул пузырь»
двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом
звук: «Ш-ш-ш» (воздух выходит). Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят
назад, образуя большой круг.
Подвижная игра «Поезд»
Цель: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять
движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в
колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.
Описание. Дети становятся в колонну по одному (не
держась друг за друга). Первый – «паровоз», остальные – «вагоны». Воспитатель
даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом
быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд
подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд
останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы,
ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и
поезд начинает двигаться.
Подвижная игра «Лохматый
пёс»
Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление
движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.
Описание. Дети стоят на одной стороне площадки. Один
ребёнок, находящийся на противоположной стороне, изображает «пса». Дети
тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим: «Что-то будет?»
Дети
приближаются к «псу». Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения,
«пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать
кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, «пёс» возвращается на место.
Подвижная игра «Догони
меня»
Цель: учить детей быстро действовать по сигналу,
ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Описание. Дети сидят на скамейке. Воспитатель
предлагает им догнать его и бежит в сторону, противоположную от детей. Дети бегут
за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель
останавливается и говорит: «Убегайте, убегайте, догоню!» Дети бегом
возвращаются на свои места.
Указания к
проведению. Воспитатель
не должен слишком быстро убегать от детей: им интересно его поймать. Не следует
и слишком быстро бежать за детьми, так как они могут упасть. Сначала бег
проводится только в одном направлении. Когда дети подбегут к воспитателю, надо
отметить, что они умеют быстро бегать. При повторении игры воспитатель может
менять направление, убегая от детей.
Подвижная игра «Птички в
гнёздышках»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на
друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг
другу.
Описание. С одной стороны площадки свободно
раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок
(«птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички»
выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует
кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на
корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички
в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой
свободный обруч. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, можно
ввести новые правила: разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько
птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают
2-3 детей. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу
встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.
Подвижная игра «По ровненькой дорожке»
Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить
свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в
пространстве.
Описание. Дети, свободно группируясь, идут вместе с
воспитателем. Воспитатель в определённом темпе произносит следующий текст, дети
выполняют движения согласно тексту:
По ровненькой
дорожке, Идти шагом.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз – два, раз – два.
По камешкам, по
камешкам, Прыгать на двух ногах с
продвижением вперёд.
По камешкам, по камешкам…
В ямку –
бух! Присесть на корточки.
Подняться.
Стихотворение
повторяется снова. После нескольких повторений воспитатель произносит другой
текст:
По ровненькой дорожке, по ровненькой
дорожке
Устали наши ножки, устали наши ножки,
Вот наш дом – здесь мы живём.
По окончании
текста дети бегут в «дом» - заранее обусловленное место за кустом, под деревом
и т.п.
Подвижная игра «Курочка
– хохлатка»
Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в
ходьбе.
Воспитатель
изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка».
«Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке.
Воспитатель говорит:
Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые
цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите
далеко».
Приближаясь к
«кошке», воспитатель говорит:
На скамейке у дорожки улеглась и дремлет
кошка…
Кошка глазки открывает и цыпляток
догоняет.
«Кошка»
открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый
угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает
«цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам
тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.
Подвижная игра «Мыши и
кот»
Цель: приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на
друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
Дети сидят на
скамейках – это «мыши в норках». На противоположной стороне площадки сидит
«кот», роль которого исполняет воспитатель. «Кот» засыпает (закрывает глаза), а
«мыши» разбегаются по площадке. Но вот «кот» просыпается, потягивается, мяукает
и начинает ловить «мышей». «Мыши» быстро убегают и прячутся в «норках»
(занимают свои места). Пойманных «мышек» «кот» уводит к себе. Когда остальные
«мыши» спрячутся в «норках», «кот» ещё раз проходит по площадке, затем
возвращается на своё место и засыпает. «Мыши» могут выбегать из «норок» тогда,
когда «кот» закроет глаза и заснёт, а возвращаться в «норки» - когда «кот»
проснётся и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все «мышки» выбегали и
разбегались как можно дальше от «норок». «Норками», кроме скамеек, могут
служить дуги для подлезания, и тогда дети – «мышки» - выползают из своих
«норок».
Подвижная игра «У
медведя во бору»
Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие
внимания; упражнять детей в беге.
Из всех
участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На
площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя»,
второй – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети
выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как
дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать
кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит
его, то уже сам становится «медведем».
Подвижная игра «Гуси –
гуси»
Цель: развитие у детей координации движений, быстроты реакции, умения
играть в команде.
Дети стоят у
одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.
Ведущий
говорит: «Гуси, гуси».
Дети: «Га, га, га».
Ведущий: «Есть хотите?»
Дети: «Да, да, да».
Ведущий: «Ну, летите - раз хотите, только крылья берегите».
Дети бегут к противоположной стене
(там их домик), а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей.