26 августа
Каждый ребенок рано или поздно учится пользоваться ложкой, осваивается с правилами поведения за столом и начинает есть сам. Мы расскажем, как помочь крохе с этим, когда начинать его учить, как сделать это обучение интересным и простым для малыша.
Умение есть и пить из чашки — очень полезный, нужный, важный навык для крохи. Осваивают его все по-разному. И здесь очень многое зависит от желания и терпения родителей.
Важно начинать обучение только тогда, когда малыш к этому готов. Не стоит торопить события. Обращайте внимание на то, как кроха ест: тянется ли он сам к еде, пытается ли брать кусочки в руки, отправлять их в рот. Когда малыш начинает проявлять самостоятельность, можно предлагать ему воспользоваться ложкой. Обычно это происходит после 6–7 месяцев, но иногда позже или раньше — все дети разные. В любом случае, не стоит заставлять малыша пользоваться столовыми приборами до того, как он сам заинтересуется ими и тем, что находится в его тарелке.
Ложка становится первым столовым прибором, с которым знакомится кроха. Важно, чтобы она ему нравилась, была для него удобной. Стоит купить ее заранее и держать рядом во время введения прикорма. Пусть малыш познакомится с новым предметом, изучит его. Потом ему будет проще начать использовать ложечку по назначению, не отвлекаясь на ее «исследование».
При выборе важен материал, из которого изготовлена ложка, а также ее форма и размер.
Для изготовления детских ложечек чаще всего используют:
Качественный силикон термостойкий, гигиеничный, не впитывает жиры или запахи, легко моется. Он не скользит в руке и приятен на ощупь. Силиконовые ложечки достаточно мягкие, чтобы малыш не поранился при их самостоятельном использовании. Когда режутся зубки, о такую ложку очень приятно «почесать» десны. Бывают силиконовые ложечки, которые меняют цвет в зависимости от температуры еды — очень удобно следить, чтобы малыш не обжегся.
Резина похожа на силикон тем, что она мягкая, хорошо моется, но при этом она не так долговечна и со временем может впитывать посторонние запахи, окрашиваться.
Пищевой пластик подойдет для малышей постарше. Он безопасен (если есть маркировка об отсутствии в составе бисфенола А — BPA-free), долговечен, хорошо моется, но при этом достаточно твердый. Если кроха учится кушать, когда у него режутся зубы, пластиковая ложечка может поранить десны.
Часто в качестве детских также используют деревянные или серебряные ложечки «на первый зубик». Дерево — замечательный природный материал, при правильном уходе прослужит долго, но может со временем впитать посторонние запахи или окраситься. Серебро гигиенично, не впитывает запахи и не окрашивается. Но для кормления совсем маленьких, не умеющих обращаться с ложкой детей его лучше не использовать: малыши могут нечаянно повредить молочные зубки металлическим прибором или разбить хрупкие предметы поблизости. Такой прибор подойдет деткам постарше, которые уже умеют самостоятельно кушать и координировать свои действия.
Когда малыш только учится есть самостоятельно, ему нужны столовые приборы специальной формы. Дело в том, что до 2–3 лет мелкая моторика у детей развита недостаточно. Они держат столовые приборы в центре ручки, зажимая ее всем кулачком. Удерживать ручку проще, если она достаточно широкая и нескользкая.
Иногда используется специальная изогнутая форма, за счет которой малышу проще отправлять содержимое ложечки в рот. С помощью таких приборов можно быстро научить кроху кушать самостоятельно, но затем их придется заменять на ложечки обычной формы. Также важно, чтобы размер не был слишком большим. Чтобы ребенку было легко удерживать ложку, управляться с нею, ее длина должна быть не больше 10 см.
Чтобы приучить малыша кушать с помощью столовых приборов, нужно действовать в следующем порядке.
• Начните подготовку заранее.
Уже в три месяца можно давать малышу в руки разные предметы, чтобы его мышцы могли окрепнуть, а сам он научился удерживать вещи.
• Пусть сначала малыш ест, как ему удобно.
Многие дети с самого начала введения прикорма пытаются есть, захватывая еду ладошками. Позвольте делать это, чтобы координация движений постепенно улучшалась.
• Начните с печенья.
Сначала крохе нужно научиться удерживать предмет в руках и отправлять его в рот. Можно начать с детского печеньица Heinz. Когда пальчики малыша достаточно окрепнут, он начнет удерживать его в ладошке.
• Предложить взять ложку.
Можно использовать сразу две ложечки. Пусть одну из них держит мама и кормит с нее малыша. Вторую можно вложить крохе в ладошку. Пусть он повозит ложечкой по тарелке, постучит ею, освоится с новым предметом. Не страшно, если он отбросит свою ложечку и потянется к маминой: позвольте ему экспериментировать.
• Показать, что нужно делать.
Показывайте малышу, как ложечка зачерпывает еду, объясняйте, что нужно сделать. Многие дети сначала наблюдают за взрослыми, а потом повторяют за ними. Поднесите ложку к своему рту, покажите, как это здорово и удобно. Во время игр в течение дня можно «кормить» мягкие игрушки или кукол.
• Хвалите малыша.
Важно хвалить кроху каждый раз, когда ему удается удержать ложечку, зачерпнуть ею немного еды и отправить ее в рот. Малыш должен понимать, что он делает все правильно. Лучший способ показать ему это — похвалить. Если ребенок не доел свою порцию, устал, бросил ложечку, но явно голоден, докормите его.
Заранее смиритесь с тем, что кормление может затянуться, а все вокруг будет испачкано едой. Малыш учится! Он изучает новый инструмент и его возможности, может кидать еду на пол, пытаться перевернуть тарелку. Относительно спокойных самостоятельных кормлений стоит ожидать только ближе к 1–1,5 годам. А аккуратно и умело пользоваться салфетками и всеми столовыми приборами дети обучаются только к 3–5 годам.
Предлагаем несколько советов, как помочь ребенку освоить новое умение:
• Пусть малыш чаще оказывается за столом вместе с другими членами семьи. Наблюдая за ними, подражая им, он быстрее научится пользоваться приборами и пить из чашки.
• Используйте яркую красивую детскую посуду. Важно, чтобы привлекала внимание малыша и нравилась ему.
• Кормите малыша в детском стульчике со столиком. Важно, чтобы он ел в одном и том же месте, чтобы обстановка не менялась и он не отвлекался на нее.
• Учите в подходящий момент. Если малыш плачет, раздражен или у него режутся зубы, новая ложечка вряд ли его заинтересует. Лучше выбрать для начала обучения спокойные дни, когда кроха в хорошем настроении.
• Помогайте: легко направляйте руку малыша, чтобы он доносил еду до рта, вкладывайте ложечку в его ладошку.
• Используйте подходящую еду. Уже в шесть-семь месяцев малыш может удерживать в ручке печеньице и доносить его до рта. Позже, когда он начнет осваиваться с ложкой, предлагайте кашу или пюре, которые легко зачерпнуть и отправить в рот. Важно, чтобы они были не слишком жидкими, не выливались из ложечки.
Будьте готовы к тому, что и сам кроха, и все вокруг него будет в пюре или в каше. Используйте слюнявчики, постелите клеенку, выберите такое место на кухне, которое будет легко убрать после кормления.
Во время обучения важно следовать определенному ритуалу, соблюдать понятную, знакомую малышу последовательность действий, например:
Это нужно, чтобы кроха понимал, чего от него ждут, что именно сейчас будет происходить. Также важно, чтобы все в доме знали, на каком этапе находится обучение. Иначе может получиться так, что малыш откажется «сотрудничать» с мамой только потому, что бабушка продолжает сама кормить его с ложечки.
Придется запастись терпением и продолжать попытки раз за разом. Иногда такие отказы связаны с ошибками в обучении, например:
Навык есть самостоятельно формируется постепенно. На это потребуется несколько месяцев. Сначала малыш научится удерживать ложку, затем — набирать в нее еду. Довольно долго детям требуется помощь родителей во время кормления — иногда до двух с половиной или до трех лет, и это нормально. Важно действовать настойчиво, но мягко, не заставлять и не ругать кроху. Пусть обучение будет интересным и легким, и тогда малыш быстро станет есть сам!